Невозможное возможно.
Как отбить налоговые претензии в 2018 году?
Павел Мартынченко,

ведущий юрисконсульт департамента налоговой безопасности и правовой защиты КСК групп, член Палаты налоговых консультантов

Не секрет, что налоговые органы часто отказывают в вычетах по НДС и признании расходов по налогу на прибыль, предъявляя претензии к добросовестности поставщиков. Инспектора ссылаются на отсутствие у последних ресурсов для выполнения договорных обязательств и минимальную уплату налогов. По их мнению, взаимодействие с такими компаниями направлено на получение необоснованной налоговой выгоды. Рассмотрим на практическом примере, как в 2018 году можно оспорить претензии проверяющих.

 

Обстоятельства дела

Компания организовывала перевозки для своих клиентов. Она использовала не только собственный транспорт, но и привлекала других экспедиторов. Налоговая инспекция начала выездную проверку Компании и предъявила ей претензии по 5-ти привлечённым экспедиторам первого звена и по 2-м второго. Все они были на ОСН. Указывалось, что последние были встроены в цепочку оказания услуг специально для создания фиктивного документооборота и получения необоснованной налоговой выгоды.

Запросив банковские выписки, проверяющие пришли к следующему выводу. В действительности услуги по перевозке оказывали ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД), а посредники-экспедиторы не платили налоги.

Описание схемы: Компания заказывала транспортно-экспедиционные услуги у контрагентов первого звена (посредники), которые состояли на ОСН. Последние, в свою очередь, заказывали услуги по перевозке у ИП-спецрежимников с собственным транспортом. При этом налоговый орган настаивал, что 100% денежных средств Компании уходило на счета ИП через посредников.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОМПАНИИ

Если у Вас ожидается проверка, то будьте готовы представить документы, подтверждающие реальность по каждой сделке, а также проявление должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

При этом устава, выписки из ИГРЮЛ, свидетельства ИНН и ОГРН уже недостаточно. Теперь проверяющие настаивают на подтверждении наличия возможности выполнить взятые на себя обстоятельства по сделке. Это могут быть договоры аренды офисов, складов, оборудования, транспортных средств, техники и штатное расписание.

Реальность же необходимо подтверждать документами, которые достоверно свидетельствуют о совершении финансово-хозяйственной операции. Так, например, если Вам необходимо подтвердить поставку товара, то это можно сделать с помощью транспортных накладных. Их нужно предоставить в налоговую помимо договора с контрагентом, товарных накладных и счетов-фактур. Когда мы говорим о транспортных услугах, то основным документом подтверждающим перевозку также будет являться транспортная-накладная.

 

Для сопровождения выездной проверки и потенциального спора руководство компании привлекло консультантов и юристов КСК групп. Мы разработали концепцию защиты и перешли в наступление. Так от лица Компании были направлены претензионные письма сомнительным поставщикам первого звена с требованием дать пояснения о причинах претензий со стороны инспекции.

Следующим шагом стало обращение поставщиков в вышестоящий налоговый орган с жалобами, в которых было указано, что они являются добросовестными организациями, имеют в штате должное количество диспетчеров, реально оказывают услуги и платят все налоги.

Потянулась череда допросов. Целью налогового органа было установить фиктивность посредников. Однако перед каждым допросом директора поставщиков сверяли все обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности с юристами, а инспекцию посещали с адвокатами. Таким образом, им удалось подтвердить реальность хозяйственной деятельности и свою независимость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОМПАНИИ

Если Вас вызывают на допрос в налоговый орган, помните следующее. Вы прибываете в органе гражданской службы. И хоть эта процедура и называется допросом, максимальное наказание при даче ложных показаний - это штраф в сумме 3000 руб. За неявку на допрос предусмотрен штраф в 1000 руб. Однако, от допроса лучше не уклоняться, поскольку об этом обязательно будет сделана соответствующая запись в акте проверки, а потом и в решении. Впоследствии это может навредить компании.

Проверяющие имеют право задавать вопросы, касающиеся только вашей профессиональной деятельности. Так, например, если инспектор спрашивает бухгалтера о том, каким образом на складе предприятия проходит приемка товара или как идет продвижение торговой марки компании на рынке, можно ответить, что данные вопросы не касаются профессиональных обязанностей бухгалтера, поскольку он отвечает за ведение налогового и бухгалтерского учета, а не за прием товара или продвижение ТМ на рынке. При этом все подобное вопросы следует адресовать кладовщику и маркетологу соответственно.

Как компания нашла того или иного контрагента? Каким образом происходила передача товара или выполнение работ/оказание услуг? Как передавались документы по сделке с контрагентом? Как правило именно эти и другие вопросы, направленные на подтверждение реальности сделки и самого контрагента, интересует инспекторов в первую очередь.

И последнее. На каждый допрос Вы имеете право взять с собой адвоката и кроме того, перед подобным мероприятием рекомендуем вспомнить детали заключения и исполнения сделки, а также проявления осмотрительности.

 

В свою очередь налоговый орган заявил довод о подконтрольности поставщиков услуг. Так инспекция выявила факты миграции сотрудников Компании к контрагентам. Кроме этого, налоговая установила минимальную численность сотрудников, минимальную уплату НДС и налога на прибыль поставщиками, а также их финансовую подконтрольность, поскольку большинство из них оказывали услуги только для Компании.

Но главным доводом инспекции был якобы установленный факт отсутствия источника формирования вычетов по НДС. В итоге проверяющие выставили акт на 200 млн., доначислив налог на прибыль и НДС.

Стадия возражений

Мы провели свое расследование и установили, что протоколы допроса водителей перевозчиков и ответов на запросы инспекции не вошли в акт налоговой проверки. При этом они подтверждали, что помимо ИП у контрагентов Компании были поставщики транспортных услуг, состоящие на ОСН. Это вынудило нас направить письма в адрес ИП и контрагентов с просьбой предоставить копии протоколов. Также с целью получения ответов, подтверждающих их реальность и добросовестность, письма были направлены контрагентам на ОСН.

Вместе с возражениями были поданы все подтверждающие реальность оказанных услуг документы. Мы указали, что реальный размер налоговой выгоды по налогу на прибыль должен быть рассчитан исходя из реального размера затрат понесенных налогоплательщиком. По итогам их рассмотрения, инспекция вынесла решение с доначислениями НДС в сумме 100 млн. руб., сняв претензии по налогу на прибыль.

 

Судебные тяжбы и обжалование в ФНС России

 

Тем не менее, в итоговое решение не вошли доказательства, собранные в ходе выездной проверки. Многие из них свидетельствовали в пользу Компании. Так, допрошенные ИП подтверждали, что заказчиками услуг по перевозке выступали посредники-экспедиторы.

При этом жалоба в вышестоящий налоговый орган также была оставлена без удовлетворения и Компании заблокировали расчетный счет. Было принято решение идти в суд с одновременным обжалованием в ФНС России. Таким образом, ФНС рассматривало жалобу на решение по проверке и одновременно это же решение оспаривалось в арбитражном суде.

Вместе с тем, Компания не могла исполнять обязательства перед своими поставщиками, ведь поступающие на расчетные счета денежные средства списывались кредитными учреждениями в счет погашения недоимки.

Поставщики Компании стали в массовом порядке стали подавать исковые заявления в арбитражный суд с требованиями оплатить задолженность по оплате услуг. Близилось банкротство. Порядка 100 человек оказались бы без работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОМПАНИИ

Подобных негативных последствий можно избежать, если будет проявлена должная степень осмотрительности и осторожности. Важно убедиться, что поставщики не только обладают возможностью выполнить взятые на себя обязательства по организации перевозок грузов, но и уплачивают НДС в полном объеме.

 

К первому заседанию мы представили все скрытые инспекцией протоколы допроса, доказательства в виде ответов контрагентов на запросы и недостающие банковские выписки. Это подтверждало реальность компаний в цепочке поставки услуг и возможность формования источника для вычетов по НДС.

На втором заседании в обоснование позиции Компании, мы представили графическую схему движения денежных средств с расчётами сумм и ссылками на листы банковских выписок по счетам контрагентов.

Схема движения денежных средств от Компании к контрагенту первого звена. Обороты с ним составляли 60% от общего объема в проверяемый период и от последнего в адрес субпоставщиков транспортно-экспедиционных услуг.

 

Как видно из данной схемы, Компания перечисляла 60% всех денежных средств за транспортно-экспедиционные услуги в адрес контрагента первого звена. Его недобросовестность налоговым органом не была доказана. С этим же назначением платежа примерно в равном размере он перечислял средства в адрес 6-ти субпоставщиков, состоящих на ОСН и осуществляющих деятельность, связанную с перевозками. При этом только к одному из 6-ти субпоставщиков у налогового органа имелись претензии по его добросовестности и перенаправлению Д/С в адрес ИП на спец. режимах. Сведения об остальных контрагентах ни в акт, ни в решение по проверке не вошли.

Кроме этого, из банковских выписок усматривалось, что основной поставщик услуг был исполнителем не только для налогоплательщика, но и для других лиц. Это опровергало финансовую подконтрольность.

Поскольку сумма доначислений была существенной, со стороны инспекции на заседании помимо юриста и начальника отдела выездных налоговых проверок присутствовал представитель УФНС. Со стороны Компании два юриста, директор и собственник.

Перед заседанием мы попросили директора выступить с речью о затягивании сроков проверки, обратив внимание суда на то, что с момента вынесения решения о проведении выездной и сегодняшним днем прошло два года, а компания ввиду блокировки счет находится на стадии предбанкротного состояния.

В ходе судебного заседания мы опросили начальника отдела выездных налоговых проверок, который проводил проверку. Вопросы касались запросов по встречным проверкам, направленных им и его подчиненными контрагентам первого и последующих звеньев с целью установления реальности оказываемых ими услуг.

По нашим сведениям контрагент второго звена, к которому налоговая инспекция предъявляла претензии, ответил на запрос инспекции и подтвердил, что он оказывал услуги по перевозке, состоит на ОСН и платит НДС в полном объеме.

Опрошенный инспектор дал ответы, согласно которым запросы были совершены, но ввиду причин, которых он назвать не смог, они не были озвучены в ходе судебного заседания. Данные ответы, подтверждающие позицию налогоплательщика, не были включены ни в акт, ни в решение по проверке.

По итогам второго заседания суд вынес определение об отложении дела еще на 1 месяц, одновременно обязав инспекторов представить на следующее заседание все запросы и ответы контрагентов.

Отметим, что деятельность Компании фактически была заблокирована, и шел 4-ый месяц судебных тяжб. Однако ФНС не спешило выносить решение по жалобе, ожидая решения суда. Надзорный орган пропустил пресекательный срок на 1,5 месяца. Таким образом, с момента получения жалобы Компании прошло 3,5 месяца.

Разумный контроль ФНС

На следующий день после заседания мы направили письмо в ФНС России. В нем мы ссылались на то, что в случае непринятия решения по жалобе в разумный срок, следующая жалоба будет направлена в Министерство Финансов и органы прокуратуры.

Понимая, что вероятность вынесения судебного решения не в пользу налогового органа достаточно высокая, ФНС полностью удовлетворила жалобу Компании и отменила решение инспекции по выездной налоговой проверке.

Итог - полная победа Компании и консультантов КСК групп. ФНС России обязала инспекцию исправить допущенные нарушения, а УФНС по г. Москве проконтролировать пересчет налоговых обязательств.

В завершении хотелось бы отметить следующее. Даже в период ужесточения налогового и судебного контроля, когда практика рассмотрения налоговых споров все больше склоняется в пользу налоговых органов, при надлежащей юридической защите можно успешно оспорить налоговые претензии. Помните, любая выездная налоговая проверка – это сбор доказательств получения необоснованной налоговой выгоды. Поэтому, чем раньше вы начнете прорабатывать правовую позицию и собирать подтверждающие вашу позицию доказательства, тем лучше будет обеспечена ваша защита.